Объем экспорта замороженных овощей в 2019 – рекордный

Экспорт замороженных овощей в ноябре 2019 достиг 1,5 тыс. т, увеличившись на 31% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года и на 52% по сравнению с октябрем. За первые четыре месяца сезона 2019/20 годов (август – ноябрь 2019) Украина экспортировала уже 4 тыс. тонн замороженных овощей, что на 14% превышает показатель предыдущего сезона за тот же период. Сумма выручки от экспорта также была рекордной и составила $4,9 млн

Рост экспорта происходил на фоне в целом неблагоприятной конъюнктуры – резкого укрепления национальной валюты и, как следствие, давления со стороны Польши, которая предлагала более дешевые овощи. Во время конференции «Овощи и фрукты Украины 2019. Экспортный прорыв», украинские производители замороженных овощей неоднократно жаловались на дефицит сырья для переработки в этом сезоне. По их словам, было сложно закрыть все контракты, так как овощеводы предпочитали продавать продукцию на свежем рынке, где цены были выше.

Главным сырьем для заморозки овощей являются: капуста брокколи, цветная капуста, сладкий перец, зеленый горошек и сахарная кукуруза, хотя, конечно же, замораживать можно практически все. В частности в Украине в последние годы очень активно развивалось производство замороженного лука для экспорта в страны Евросоюза. В прошлом сезоне некоторые предприятия по замораживанию даже импортировали лук из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, чтобы очистить, заморозить и реэкспортировать его. При этом практически все предприятия чистят лук вручную.

Главным отличием реализации овощей для нужд заморозки от реализации на свежем рынке, является возможность продажи значительно больших объемов продукции. Особенно если речь идет о таких товарах, как брокколи, цветная капуста, сахарная кукуруза и зеленый горошек. То есть при ориентации производства на заморозку, овощевод имеет возможность выращивать овощи в промышленных масштабах. Однако при этом и цена реализации на овощи будет ниже, чем на свежем рынке. Более того, заморозчику лучше зафиксировать цену на сырье до начала ее выращивания, с учетом фиксированной маржинальность производителя, так как цены на замороженные овощи не подлежат таким значительным колебаниям, как цены на свежую продукцию. Это, кстати, может быть одновременно и преимуществом, потому что фермер, начиная сезон, уже может примерно просчитать сумму ожидаемой прибыли и может планировать развитие.

В то же время недостатками такого бизнеса являются погодные риски, которые, при больших масштабах производства, могут обернуться значительными убытками. Другой фактор риска – возможный отказ заморозчика от обязательств по контракту, также иногда случается. Как правило причиной такого дефолта может быть низкая рыночная цена на продукт, который покупается на спотовом рынке или ухудшения финансового состояния заказчика.

Несмотря на это, бизнес заморозки овощей, несомненно имеет хорошие перспективы. Например соседняя с Украиной Польша экспортирует ежегодно замороженных овощей на сумму более $350 млн или около 500 тыс. тонн в натуральном измерении. Правда в этот объем включается и картофель фри. В целом же мировым лидером в этой категории является Бельгия, которая продает на экспорт более 1,3 млн тонн. тонн замороженных овощей и картофеля. Среди лидеров также Китай, Испания и уже упомянутая Польша.

Leave a Reply